Воспитательная работа в Школе охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.
Цель воспитательной работы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.
Создание в Школе условий для развития личности ребёнка – это создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Задачи воспитательной работы:
· Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
· Приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
· Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности;
· Формирование у детей культуры межличностных отношений;
· Развитие творческих способностей обучающихся, навыков самообразования;
· Воспитание стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта;
· Профилактика асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
· Укрепление взаимодействия с семьями обучающихся;
· Поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Воспитательную работу организуют директор Школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители.
Исходя из цели и задач, в Школе создается воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
В Школе используются следующие возможности:
- различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
- обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
- использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;
- участие детей в различных межшкольных мероприятиях, воспитывающих чувство патриотизма по отношению к учебному заведению;
- проведение праздников, конкурсов, соревнований;
- организация и участие детей в различных акциях.
Воспитательная работа в Школе осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий:
· технология коллективного творческого дела;
- технология системного подхода воспитания;
- технология личностно-ориентированного воспитания;
- технология самоуправления;
- использование ИКТ;
- игровые технологии и др.
Воспитательная работа включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей, обучающихся и формированию ключевых компетентностей:
- воспитательная работа в процессе обучения;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность.
Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей:
· Уроки и внеаудиторная занятость.
· Внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы.
· Внутриклассная воспитательная работа.
· Общешкольные формы работы.
· Ученическое самоуправление.
· Взаимодействие обучающихся с социумом.
· Свободное общение обучающихся друг с другом и взрослыми.
Воспитательная работа в Школе реализуется по нескольким направлениям.
1. Воспитание познавательных интересов – это развитие сознательной учебной дисциплины, поднятие престижа образованности, отношение к учёбе как к главному труду, что достигается через контроль посещаемости, через нестандартное проведение уроков, конкурсы, интеллектуальные игры, а также посещение библиотек, концертов, выставок, тематические поездки и экскурсии.
2. Патриотическое воспитание – это формирование в ребёнке приверженности важнейшим духовным ценностям и традициям, воспитание любви к Родине, заботы об интересах страны, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Патриотическое воспитание осуществляется через следующие формы работы:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами своей малой родины;
- посещение библиотек;
- участие в творческих конкурсах, концертах, выставках;
- посещение воинской части;
- праздники, коллективная творческая деятельность.
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии;
- волонтерская деятельность;
- исследовательские работы, проекты.
3. Художественно-эстетическое воспитание способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности, прививает любовь к искусству, музыке, литературе и т.д. Это осуществляется через организацию и проведение музыкальных праздников, концертов, конкурсов, художественных презентаций, спектаклей, выставок, поездки по историко-культурным центрам края и др.
4. Нравственное воспитание нацелено на осмысление общечеловеческих ценностей, на осознание личностной причастности к человечеству, понимание своего «я». Это обеспечивают такие мероприятия, как часы общения, психологические тренинги, создание классных традиций и поддержание школьных, классные часы на нравственные и этические темы, организация школьных и участие в районных благотворительных акциях.
5. Трудовое воспитание приучает детей к общественно-полезному труду, ответственности за порученное дело, развивает организаторские способности, формирует бережное отношение к материальным ценностям, созданным трудом других людей. Это достигается во время проведения субботников, трудовых десантов по уборке и благоустройству школьной территории, классных дежурств и дежурств по Школе, озеленения кабинетов, ремонта книг в школьной библиотеке.
6. Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание приучает детей к здоровому образу жизни, развивает силу, выносливость и красоту человеческого тела, формирует ответственность за природу и окружающий мир. Они достигаются в процессе проведения дней Здоровья, спортивных праздников, игровых перемен, физминуток и валеоминуток на уроках, вовлечения детей в походы, экологические акции, а также через классные часы и массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные против распространения курения, алкоголизма, наркомании.
7. Воспитание семьянина способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям. Всё это закладывается в детях через совместные с родителями походы, экскурсии, концерты, акции, классные часы. В Школе традиционно проходят праздники, посвящённые Дню матери и 8 марта, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей и др.
Важной частью воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций. В Школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики Школы вместе со взрослыми. Это День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, Выпускной вечер, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.
Главным звеном воспитательной работы в Школе является воспитательная работа в классе.
В классных коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с обучающими, связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется жизнедеятельность детей, внеурочные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее результативность.
Используется концертная, волонтерская, экскурсионная, туристско-краеведческая деятельность. Воспитательные задачи ставятся и решаются классными руководителями последовательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Методическое объединение преподавателей - активный участник планирования, разработки и внедрения всех новаций в воспитательной работе.
В центре воспитательной работы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).